Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Екатеринбурга

Главная страница     Написать письмо     Распечатать страницу     Карта сайта
Переход на новый сайт \ Разное \ Школа пожилого возраста \ Учиться никогда не поздно

Учиться никогда не поздно

Нова ли проблема обучения взрослых. Нет, не нова

 

Человечество учится постоянно и много веков назад и сейчас. 

Уже в четвертом веке до нашей эры ученики Платона обучались в Академии. Оттуда, из глубины веков к нам и пришло название Академия. 

Гуляя по саду, беседуя ученики Платона, останавливались у статуи греческого героя Академа (отсюда и пошло название). Потом были университеты при монастырях, церковные школы и другие формы обучения. 

История бережно хранит опыт обучения, не останавливаясь подробно на прошлом, выделим лишь некоторые страницы забытого.

 

Мониторы. Ланкастерские школы

 

В начале XIX века в мире широко распространилась система взаимного обучения, по имени основателя Джозефе Ланкастера, английского педагога, который занимался бесплатным образованием бедных детей и разработал оригинальную систему обучения. 
По методике Ланкастера при взаимном обучении ученики распределялись по множеству маленьких классов, в каждом из которых назначался один из наиболее способных учеников, передававших классу все необходимые знания, ранее приобретенные им у своего учителя. Такие ученики назывались Мониторами. 
Все обучение проводилось в определенные сроки, в определенной последовательности. 
Ученый из России Гамель первый познакомился с системой ланкастерских школ и начал применять этот опыт. В России создавались такие школы на пожертвования благотворителей. 
В 1819 году Устав «Общество учащихся училищ по методике взаимного обучения» был утвержден императором. Членами общества, учредителями были знаменитые люди: Ф.П. Толстой, Ф.Н. Глинка, Н.И. Греч, В.И. Григорович, Н.И. Кусов, П. Е. Доброхотов. 
В последующем такая форма обучения в России получила широкое внедрение в армии, в военных училищах. Однако, в начале 20-х годов 19 века произошли значительные изменения в политике правительства, начали активно насаждаться методы пресечения вольнодумства в армии. 
Ланкастерские школы были признаны «рассадником вольнодумства», их деятельность в последующем была запрещена. 
И вот сейчас, в 21 веке, вновь возникает потребность в создании таких школ для обучения людей третьего возраста. К сожалению, даже программа «Старшее поколение» не предусматривает оплату преподавателям школ пожилого возраста. А если нет денег, значит надо находить другие источники, возрождать ценные традиции передачи знаний от лучшего ученика – другим. 
Не надо нам забывать и опыт ликбеза. 
Не грех сейчас вспомнить и систему марксистско-ленинского образования. Даже учебу во время Великой Отечественной войны.

 

 

 

Война – войной, а учеба по расписанию
 

  

 

Шла Великая Отечественная война. Урал был на передовой: сеял, спасал людей в госпиталях, снабжал фронт боевой техникой, формировал танковые корпуса и отправлял на фронт лучших сыновей. Жил тяжелой, военной жизнью: с похоронами, горем, безотцовщиной. Но даже в такое трудное время не дремала партийная идеология – продолжала учить и направлять людей. 
Потом система «канула в лето», а проблемы третьего возраста, пенсионеров приобрели новую окраску.  
 
 
 
«Искусство продлить жизнь – это искусство не сокращать ее» - эти слова римского философа Сенеки очень актуальны и в наше время, особенно для людей старшего поколения, которые учатся активному долголетию в школах пожилого возраста, клубах по интересам, в различных кружках прикладного творчества, спортивных секциях. 
Программа «Старшее поколение» создает дополнительные возможности для того, чтобы обучение людей старшего возраста проходило непрерывно, чтобы слушатели и преподаватели получили в руки учебники по проблемам активного долголетия, безопасной жизнедеятельности, компьютерной грамотности, правовой и экономической культуре и другие. 
Слушатели школ пожилого возраста, клубов, кружков, которых создано в Свердловской области в 2012 году более 600, не новички на занятиях, они имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт, но стремятся обновить свои знания, убрать из головы старую, не нужную информацию. 
Они работают в интернете, могут записаться к врачу, общаться со сверстниками. 
 
 
 
Сегодняшних бабушек и дедушек не застанешь на лавочках. Они спешат жить: танцуют, поют, читают романы, пишут стихи и серьезную прозу. 
И это не смотря на то, что среднестатистический портрет представителя старшего поколения выглядит не утешительно: около 80% людей третьего возраста вынуждены принимать лекарственные препараты, некоторые из них имеют по 6-7 хронических заболеваний, более 60% испытывают затруднения при ходьбе, с трудом поднимаются и спускаются по лестницам в автобус, троллейбус. 
Помимо физических недугов, многие пенсионеры подвержены «синдрому одиночества», людям старшего поколения порой негде «выпустить пар», высказать свое мнение, выслушать других. 
И еще есть одна очень серьезная проблема – низкая активность мужской половины третьего возраста. Не секрет, что поют и пляшут, вяжут и рукодельничают, посещают выставки, концерты, спектакли в основном женщины, а мужчина-«старичок» чаще у телевизора. 
Бабушки активнее, чем дедушки, занимаются с внуками и правнуками, постоянно изобретают новые кулинарные рецепты, не разгибаясь, все лето «вкалывают» на даче. 
Они цепко держатся за общение: посещают различные кружки, школы, концерты, творческие вечера. И успевают при этом показать себя: новые наряды, кокетливые шарфики, постройневшую талию, посвежевшее лицо. 
Частенько приносят на мероприятия, и угощают фирменным пирогом, тортом. Правда, потом возрастные особенности дают о себе знать. 
Посплетничать, обсудить соседей и подруг – это иногда становится центральными темами общения женщин. 
Женщины меньше чем мужчины таят в себе гнев и злость. Выброс гнева позволяет им восстанавливать свой душевный покой, находить силы жить дальше. 
Проблема продления активного долголетия мужчин требует серьезной научной разработки, изучение и внедрение инновационных технологий в жизнь. 
Мужчины в этом плане более закомплексованы, они бережно хранят в себе «негативы», гнев, стараются быть дипломатичными, в ущерб собственному здоровью.

 

 

 

«Размножение» пенсионеров. Есть ли в этом позитив

 

Согласно демографическим прогнозам в нашей стране к 2025 году на одного работающего россиянина будет приходиться один пенсионер, а для нормального функционирования государства необходимо, чтобы на 6-10 трудоспособных приходился один пенсионер. 
Выход из этой ситуации есть. По словам Д.А. Медведева: «…. Зрелый возраст, старость должны быть иначе воспринимаемы в обществе, должны перестать быть синонимами слабого здоровья и беспомощности». 
А это значит – пожилые люди вновь будут востребованы обществом. 
Молодым нужен опыт старшего поколения, они готовы помочь старшим в обновлении знаний и создании современных инновационных проектов. 
Совершенствование системы образования пожилых людей – важная социально-демографическая задача, государственный проект продления активного долголетия. 
На повестке дня – социальная карьера пенсионера. Многоуровневое понятие, включающее в себя такие, на первый взгляд, понятные вещи: обеспечение работой, самоуважение, признание общества.

 

 
Записаться на курсы «Школы пожилого возраста» можно
 
по адресам: г.Екатеринбург, ул.Вайнера, 13а,
                                                 ул.Московская, 37 
 
или по телефонам: 376-36-32, 371-63-04 

 


  - На главную - / - В Разное - / - В ШПВ - / - В начало -


 

 

ГОЛОСОВАНИЕ

Проголосовало: 0

Голосование завершено